Про тональности

В этом видео вы узнаете что такое тональности, чем они друг от друга отличаются, как легко и быстро можно определить любую тональность, а также какое количество знаков должно быть в каждой тональности.

Познакомьтесь с двумя шпаргалками, которые ускоряют процесс определения тональности и применяйте их на практике. 

Тональности всегда называются по той ноте, с которой они начинают свой звукоряд или гамму. Например, гамма в тональности "до мажор" или по-другому "C-major" начинается с ноты "до", и идет по нарастающей вверх.  Гамма - это последовательность нот, которая начинается с самой нижней ноты и идет вверх по возрастающей. 

Первая нота, с которой начинается гамма будет указана также и названии тональности, в которой эта гамма проигрывается. В данной картинке гамма начинается с ноты "ми" и тональность называется "ми мажор" или "E-major".

В европейской музыкальной теории ноты довольно часто обознаются буквами. Именно поэтому названия гамм начинаются с букв латинского алфавита. Например "A-minor", "D-major", "B-moll", "F-dur", "G-maj", "D-min" и т.д. А что же обозначаются следующие за буквами слова: "min", "dur", "maj", "major"  и т.д.?

В музыкальной теории существуют две основные параллели, которые отображают общее настроение тональностей, гамм и других компонентов гармонии. Это радостные и грустные звучания. А профессионально они будут называться мажором и минором

Мажор - это радостное созвучие, радостная гамма, радостные тональности. Буквально "мажор" переводится как "большой" (все мажорные аккорды имеют в основе интервал "большая терция"). 

Минор - это грустное звучание, грустная гамма, грустная тональность. Минор переводится как "малый". Все минорные аккорды в основе имеют первый интервал "малая терция".

Когда мы говорим о тональностях, то кроме первой буквы, которая обозначает первую ноту, с которой начинается ее гамма, они еще имеют подсказку-слово, которое обозначает настроение, с которым будет играться та или иная гамма, настроение тональности. 

Слова "dur", "maj", "major" - означают радостное звучание гаммы и радостную тональность. Вот названия-примеры таких тональностей:

D-dur, D-maj, D-major

C-dur, C-maj, C-major

F-dur, F-maj, F-major и т.д.

Для более легкого запоминания слова dur, можно придумать образ с дурачком, который смешит и веселит. 

Слова "moll", "min", "minor" - означают грустное звучание гаммы и тональности. Примеры-названия грустных тональностей:

A-moll, A-min, A-minor

C-moll, C-min, C-minor

D-moll, D-min, D-minor и т.д.

Для легкого запоминания слова moll свяжите это слова с похожим словом "моль", которая съела наше пальто, оттого нам стало грустно. 

Теперь посмотрим как будет выглядеть радостная мажорная тональность схематично. На картинке указано строение мажорной гаммы и мажорной тональности.


Что такое "тон" и "полутон"?

Полутон - это самое маленькое звуковысотное расстояние между нотами, и самое маленькое расстояние между клавишами на клавишном инструменте. 

Во всех случаях если между двумя рядом стоящими клавишами больше нет никаких клавиш, то это будет полутон. 

Тон - состоит из двух полутонов. Его легко можно построить на клавишах. Между двумя рядом стоящими клавишами должна присутствовать еще одна клавиша и тогда у вас получится тон. Попробуйте найти различные тона и полутона на клавишном инструменте. 

После того, когда вы сможете находить тона и полутона на клавишах в различных вариантах, вам легко будет строить схему мажорной гаммы на инструменте. 

Давайте построим мажорную гамму в тональности "до-мажор". Нужно проигрывать ноты последовательно, начиная с ноты "до", используя схему с тонами и полутонами выше. Если учесть все соотношения правильно, то при проигрывании гаммы у вас получится радостное звучание. 

В итоге, с любой ноты можно строить радостную гамму, используя схему радостной мажорной гаммы. 

Например, можно построить мажорную гамму от ноты "ми", соблюдая все последовательности тонов и полутонов, согласно схеме. В итоге, при правильном строении, вам придется задействовать 4 чёрные клавиши. Если проиграть звукоряд (гамму) от ноты "ми", используя чёрные клавиши как на рисунке, вы сможете получить радостное созвучие. В противном случае, без использования черных клавиш, у вас звучание более похожее на грустное. Так как именно соотношение и последовательность тонов и полутонов определяет характер звучания в тональности. 

Просмотрите внимательно на то, как выглядит строение минорной грустной гаммы. Там соотношение тонов и полутонов отличается от мажорной схемы.


В итоге, зная схему минорной гаммы, вы сможете её строить от любой ноты, правильно расставляя последовательное соотношение тонов и полутонов. Посмотрите внимательно на картинку. Здесь используется схема грустной гаммы от ноты "соль". Такой звукоряд будет звучать грустно. И это даст нам тональность "соль минор". 

В нём придется задействовать 2 чёрные клавиши, зато общее звучание будет грустным. 

Чуть ниже вы узнаете для чего мы вынуждены использовать черные клавиши и что они из  себя представляют. 

Большой выбор билетов на концерты, шоу и спортивные мероприятия вашего города на ресурсе panominalu. Если вам лень идти на кассы, стоять в очередях, и хочется заранее узнать про предстоящие концерты вашего города, то на этом ресурсе вы с комфортом для себя сможете купить удобный для вас билет и ознакомиться с афишей предстоящих концертов.


Более чем уверена, что некоторые их этих знаков уже вам знакомы. Возможно, названия некоторых вы уже знаете. Теперь подробнее.

Чаще всего (но не всегда), чёрные клавиши на фортепиано выступают такими знаками в произведении, треке. 

Чтобы выдерживать схемы построения мажорной и минорной гаммы в разных тональностях, на пианино необходимо иногда задействовать сочетание черных и белых клавиш. А в нотном написании это будет выглядеть как нота перед которой стоит один из этих знаков. 

Если вы посмотрите на клавиатуру клавишного инструмента, то заметите, что чередование черных и белых клавиш стоит в разном соотношении. А значит, клавиши, которые играют гамму от одной ноты, будут отличаться от сочетаний клавиш, где гамма играется от другой ноты.  То же происходит и в нотах. Есть гаммы, где ноты играются без применения таких знаков, а есть тональности и гаммы, где требуется использование таких знаков. Тогда схема мажорной или минорной гаммы сохраняет нужное соотношение тонов и полутонов. 

В нотах для повышения звучания нот используются знаки диезы #   

Если при написании нот перед ней поставить такой знак, то нота повысится на полутон. 

Есть тональности, где использование диезов необходимо для того, чтобы общее произведение звучало красиво и гармонично. Тогда в самом начале произведения ставится необходимое количество диезов, которые позволят повысить на полутон конкретные ноты.  В этом случае, все ноты, на которые указаны диезы, будут играться в произведении повышенными на полтона.


Также повышает звучание ноты такой знак как "дубль-диез" Double sharp sign.svg, который повышает ноту на целый тон. Его используют в тех случаях, когда в начале произведения уже стоят диезы при ключе, а в самом произведение требуется эту ноту еще повысить. В случае, если эта нота уже итак с диезом, то ей присваивается знак "дубль-диез"


Что касается бемолей  , то эти знаки понижают звучание нот на полтона. И по такой же аналогии существуют двойные бемоли, или по-другому "дубль-бемоли"  , которые понижают звучание нот на тон. 

В итоге, если тональность требует использования пониженных или повышенных нот, то для правильного их проигрывания, в самом начале произведения ставится нужное количество знаков альтерации, после чего произведение играется с учетом этих заданных параметров. 


Бекар \natural  - еще один знак, который тоже применяется в произведении. Он отменяет действие диезов и бемолей. В итоге все ноты начинают играться в первоначальном виде. Чаще всего, бекары действуют только в пределах одного такта, а следующем такте если у ноты первоначально было пониженное звучание, то она обязана снова играться в бемолем. 

Вот такие заморочки могут возникнуть, если вы захотите углубиться в тему тональностей. Всего существует 30 тональностей. Из них две тональности не имеют никаких знаков - это "до-мажорная" и "ля-минорная". Все остальные тональности обязательно имеют знаки альтерации. Причём, в каждой тональности разное количество знаков. В нашем случае, если нам сложно определить, сколько знаков альтерации при ключе должно быть, можно воспользоваться принципом транспонирования. Это такой процесс, когда мелодию, произведение или что-либо мелодическое переносят из одной тональности в другую. Например, из легкой тональности, где нам несложно подбирать мелодии и аккорды - в сложную тональность, где много знаков. Но благодаря автоматизированному процессу, который делается за счет электронных устройств, нам вообще не придется ломать голову. Это сделает за нас машина (синтезатор, миди-клавиатура и т.д.) - она нам сама и определит, сколько знаков должно быть при ключе. Более подробно про транспонирование можно почитать в этой статье. 

 

Назад в список тем.

 



Write a comment

Comments: 7
  • #1

    Николякус (Tuesday, 11 December 2018 15:43)

    Ириша, непонятно, вот например, говорят До -мажор и с этой считалочкой "тон, тон, тон да полутон", считать первое нажатие на ноту ДО (Первая ступень)или РЕ, думаю, что нота ДО ? Далее, опять тон, тон, считать клавиши, следующее нажатие это будет нота ФА, однако если так считать, то из вышеперечисленного примера Ми мажор, нота Ми не нажимается, а к удивлению нажимается Фа диез, как то у Вас всё по другому..... Подскажите, что главное здесь или чтоб я не мучил глупыми вопросами, где про это можно взять материал. Ведь там мажоров и миноров много ступеней, а без автоматического понимания самой сути - пиши пропало....

  • #2

    Risha Manis (Friday, 14 December 2018 12:24)

    Николякус, во всех тональностях по 7 ступеней. И "считалочка" не начинается с "тон, тон, тон да полутон". Вы можете внимательно посмотреть второе видео. Если по правильной "считалочке" считать - то все получится. Либо пишите такие вопросы в нашу группу вк https://vk.com/rishamanismus

  • #3

    Орфиус (Wednesday, 04 September 2019 00:53)

    Изложение интересно, но как вы обработали голос для видео? Зажали и не потрудились убрать все косячные частотки. Напрягает слушать.

  • #4

    Александр (Wednesday, 11 December 2019 11:05)

    Жили два человечка. Один высокий и худой и звали его "фадосольрелямиси". Это диезы, последовательность при ключе в диезных тональностях в каждой тональности по порядку их построения в квинтовом круге вправо-вниз от до-мажора.
    Другого звали "симиляресольдофа". Это бемоли, бемольные тональности. Тоже самое, только влево-вниз от до-мажора.

    Вот и вся премудрость с запоминанием знаков при ключе. От ноты С в тональности до-мажор (С-dur) отсчитываем вверх чистую квинту (3 с половиной тона), это будет тональность соль-мажор (G-dur.) Первый знак при ключе будет нота "фа" из скороговорки "фадосольрелямиси" Это первый диез.
    Снова отсчитываем вверх чистую квинту уже от соль-мажора (G-dur) и получаем ре-мажор (D-dur). Добавляем следующий знак - "до". И так далее.

    Порядок построения знаков при ключе подходит и для минорных тональностей, как диезных, так и бемольных, только там отсчитываем от Ля-минор (A-moll).

  • #5

    Лара (Saturday, 26 September 2020 11:22)

    Почему 30 тональностей? Нот же 12, от каждой мажор и минор. Получается 24.

  • #6

    Ми (Monday, 01 March 2021 22:36)

    24 по звучанию, 30 по написанию. Например, фа-диез мажор и соль-бемоль мажор звучат одинаково, но пишутся по-разному.

  • #7

    Владимир (Friday, 09 July 2021 00:10)

    Здравствуйте! Спасибо за статью! Я начинающий, подписан на Вашу рассылку. Вот, у меня вопрос. Есть ноты песни, требуется определить тональность. Бемолей и диезов при ключе нет. Если нижняя нота до в песне не присутствует, но между полутонами присутствует 3 тона – это всё-таки до-мажор? Вот диапазон нот этой песни: ми1-фа1-соль1-ля1-си1-до1. Заранее благодарю за ответ!