Про звуки, ноты, и сакральный смысл музыки.

Сын мой изучал античность - 

В школе греков проходил, 

И решил меня проверить, 

Расспросить отца решил: 

 

- Папа, кто придумал атом? - 

Интерес в глазах горит, 

Я ж, нахмурив лоб, для вида, 

Отвечаю: "Демокрит". 

 

Сын доволен был ответом, 

С уважением глядит, 

Как отец ведёт беседу 

И по клавишам стучит. 

 

Я же с юности любитель, 

Меломан, не музыкант, 

Подбирал букет мелодий, 

На фоно в тот час играл. 

 

Сын спросил: "А что есть атом? 

Что о нём знал Демокрит?", 

Я ответил: "Неделимый", 

А могу и я спросить? 

 

- Как ты думаешь, отличник, 

Есть ли в музыке атОм? 

Я сочту вполне приличным, 

Коль ответишь ты потом. 

 

Сын нахмурился картинно, 

Хитро на меня глядит, 

Пальцем "Бум!" по пианино: 

- нота! - тихо говорит! 

 

- Молодец! Смекалки много! 

А скажи-ка, братец, мне, 

В пустоте летает атом, 

Ну а нота? 

- В тишине! 

 

Ну, ты, брат, в смекалке сильный! 

Просто юный эрудит! 

Есть на свете мир молекул, 

Ну а в музыке? - Молчит... 

 

Понимаю, вы, конечно, 

Мир молекул не прошли, 

Это химия, и спешно 

Мне её не объяснить. 

 

Но скажу тебе я просто: 

В пары атомы встают, 

Липнут в группы, как в детсаде, 

Их молекулы зовут. 

 

Воздух тот, которым дышишь, 

Из молекул состоит, 

По два атома кучкуясь, 

В кухне газ у нас горит. 

 

В звуках тоже мир молекул, 

Из двух нот сейчас сложу, 

Ну а ты уж раскумекай, 

Вот, послушай, покажу: 

 

"До" и "Ми", всего две ноты, 

Это, братец, интервал, 

Как звучит он, сам попробуй, 

Словно краску ты создал! 

 

Из двух нот, как из молекул, 

Все аккорды созданы, 

А аккорды, сам кумекай, 

Очень в музыке важны. 

 

Создают они пространство, 

Краску, чувство, красоту, 

В них мелодии, как в царстве 

Обретают жизнь свою! 

 

Мир аккордов - мир гармоний 

(так их звали в старину) 

Состоит, надеюсь, понял, 

Из двузвучных молекУл. 

 

Cool - ответил отпрыск юный, 

Взяв три клавиши подряд, 

Клёво, папа, ты послушай, 

Так Рамштайны не звучат! 

 

Он гремел на фортепиано, 

Мама в комнату зашла 

И спросила, кто здесь пьяный, 

Или я сошла с ума? 

 

- Я гармонии играю! - 

Сын довольный ей сказал, 

- Я пространства раздвигаю, 

Так мне папа показал! 

 

Мама, уши затыкая, 

Удалилась восвоясь, 

Ну а я воскликнул - Хватит! 

Наступает Тихий Час! 

 

Ты, мой сын, меня послушай, 

Как алхимик наугад 

Ты смешал селитру с серой 

И взорвался, как снаряд! 

 

Интервалы находили 

Люди в прошлом наугад, 

Красоте они служили, 

Находя аккордов ряд. 

 

Квинту очень оценили 

("До" и "Соль" сейчас беру), 

Кварту - чисто, без усилия 

("Соль" и "До"), как красоту. 

 

Интервалы изначально 

Мать-Природа нам дала 

В дудках эти интервалы 

Открывались на ура. 

 

А ещё ценней - две терции: 

"До" и "Ми", и "Ми" да "Соль" 

Склеив их, сложили древние 

Мир аккордов, вот, изволь: 

 

Я сыграл ему трезвучия, 

До-мажор и Ля-минор 

Через клавиши, попробуй, 

- Вот пространство, вот простор! 

 

Вижу - интерес проснулся, 

Через клавиши, по три, 

Сын к аккордам прикоснулся, 

Что там будет впереди? 

 

Коль историю проходит, 

Знает имя Пифагор, 

Я ему подкину тему - 

В ней о музыке простор! 

 

Как великий геометр 

Изучал одну струну, 

Как открыл для поколений 

Строй из нот, хроматику. 

 

Добывать придётся книги, 

Эта тема велика, 

Древней Греции великой 

Мудрость вместе познавать! 

 

(Евгений Суслов. 19.10. 2017)


О гамме 

 

(Для сведущих в сольфеджио) 

 

Предисловие: 

 

Однажды ветры пели переливом 

По срезам тростников, среди болот, 

И древний человек, в усердии великом, 

Стал дуть в тростник, и первый звук извлёк. 

 

Подул иначе – звуки шли иные, 

Так первый звукоряд он в дудочке открыл, 

И, с пением его соединив, отныне, 

Он музыке начало положил. 

 

История звукоряда: 

 

Природный звукоряд, как дар богов, 

Прельстил людей, и … тут же, не устроил! 

Едва приняв его, без лишних слов, 

Наш предок звуки в этом ряде перестроил. 

 

Трезвучие пленило красотой своей, 

А королева квинта – чистотою, 

Слуга искуса, древний человек, 

Стал править божий дар своей рукою. 

 

Вперёд всего, в свою октаву он 

Вписал ещё одно трезвучное творенье, 

Он «ля» и «фа» коварно подменил, 

А звук восьмой убрал, для слуха утешенья. 

 

Подмены той, не приписав себе, 

Богам он творчество своё в заслугу ставил, 

Мол, Аполлон нам лиру подарил, 

А Дионис нам дудки-авлосы оставил. 

 

Великий Пифагор, мудрейший из людей, 

Решил поверить алгеброй ряды гармоний, 

Делил он квинтой звук струны своей 

И новый звукоряд напифагорил! 

 

А после было много мудрецов, 

Кто, правив строй, гармонию искали, 

Но вечно, среди струн и среди нот 

Лукавый «волк» свои зубища скалил! 

 

То комма пифагорова была – 

Противоречие акустики и слуха, 

И что бы нам природа ни дала, 

Нам всё не то, всё где-то режет ухо! 

 

Быть может, в слухе человека есть изъян – 

Не соответствуем законам мы Природы? 

А может все мы помним идеал, 

Эдема гимны, где нет волчьей коммы? 

 

Но музыка и математика близки: 

С одною буквы начались, но с разной рифмой: 

Размазаны по гамме всей волки 

Изящными рядами логарифмов! 

 

Отвергнув чистоту и святость квинты, 

Веркмейстер новый строй из гаммы сотворил: 

Цинично боги с Пифагором биты - 

Он комму на все звуки поделил! 

 

Вам новый строй назвать? Язык сломаешь: 

Двенадцатиступенный РТС, 

Он победил, хоть копья поломали, 

В его удобстве главный интерес. 

 

Тональности теперь всегда покорны, 

Великий Бах прославил в нём орган, 

В наушниках идут, под хруст попкорна, 

Подростки, доверяясь плеерам. 

 

Историю строёв не учат в школе, 

Ни в музыкальной, и ни в ЗПР, 

А очень жаль, ведь интерес ребёнка 

Мог подогреть из древности пример! 

 

Руками в школе изготовить дудки 

И в натуральном строе поиграть, 

Познать на слух теорию муз.науки – 

Об этом можно лишь пока мечтать! 

 

Пройти немножко путь тропою древних, 

Чтоб удивиться чуду во плоти, 

Как овладев невидимой материей, 

Мы Музыку навеки обрели! 

 

(Евгений Суслов 26.03.2017)

 

 


 

Есть миры, что невидимы глазу: 

Звуков мир, удивляющий разум, 

Изнутри, порождая картины, 

Оплетая их нитью единой... 

 

Мне б глазком заглянуть в начало, 

Как там пращуры звук приручали, 

Как тростиночка вдруг зазвучала, 

Как запела душа, заплясала! 

 

Как в тугой тетиве пели струны, 

И как песнь записывать в руны, 

Как шаманили с ритмами бубны, 

И как звуки выстраивать трудно. 

 

Кто вручил древним эллинам лиры, 

Как гармония сфер правит миром, 

Как мудрец со струной пифагорил, 

Как веселье звучит, и как горе... 

 

Я, в историю с детства влюблённый, 

Перед музой стою преклонённый, 

Стан изящный приблизив гитары, 

Сквозь века слышу голос кифары. 

 

В этот век рок-н-ролла, хип-хопа, 

Полигимнию жду, Калиопу, 

Клио мне помоги, Терпсихора, 

Чтоб расслышать мне древние хоры! 

 

В синтезаторе - звуки вселенной, 

Как и в дудочке, хрупкой и тленной, 

Пленник Музыки, пленник Загадки, 

Я - ребёнок с пустою тетрадкой. 

 

(Е. Суслов, 17.03.2017)


Ни о чём, и обо всём 

 

Как рудимент хвоста или аппендикс, 

Доставшиеся нам с былых времён, 

Строй белых клавиш, древние ступени, 

В контрасте чёрных, в ряд передо мной. 

 

Их так же было семь в Элладе, в Риме, 

А раньше было пять, иль даже три, 

Но и на них свои слагали гимны 

пра-Моцарты, пра-Бахи, пра-битлы. 

 

И так же были племенем любимы 

Боян, калика, бард иль трубадур, 

С варганом, дудкой, гуслями иль лирой 

Соцветье создавшие культур. 

 

Строй белых клавиш - он не натурален, 

С хроматикою чёрной заодно, 

Он всем хорош, полутонами равен, 

Он в звуках - коммунизма торжество! 

 

Заумных терминов не любим провокаций 

Мы любим слэнг, нам школа - интернет, 

И строй 12-ступенной темперации 

Запомнить и сказать уже не можем, нет. 

 

Мы тюнером настроим инструменты, 

В компьютере мы музыку набьём, 

Не лезут знания туда, где мультимедиа 

И геймерство свило своё гнездо. 

 

То поколенье next - "онижедети" 

В сетях планктон, питательный улов, 

Куда продвинут музыку ди-джеи эти? 

Релакс конвульсий и потока слов... 

 

Но верю я - торжественно и скромно 

К нам ветер звуки Баха донесёт, 

И муза за собой на крыльях снова 

К искусству и познанью позовёт. 

 

(Евгений Суслов. 2 июня 2017)


Оставить комментарий

Комментарии: 0