Пороги ощущений.

Гера и Лена поспорили: у кого из них слух лучше?

- Зачем спорить, - вмешался я, - это можно сейчас проверить. Сядьте боком друг к другу на расстоянии примерно полутора метров и закройте глаза. К каждому из вас по очереди я буду приближать карманные часы. Услышав тиканье, скажите: «Есть». Перестав слышать, скажите: «Нет». Так мы определим в относительных линейных, но вполне сравнимых величинах абсолютный порог слуховых ощущений.

Конечно, мне тотчас же задали вопрос:

- А что это такое – абсолютный порог?

Я ответил своим юным друзьям примерно так:

- Абсолютный порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, едва-едва заметно различимая. Само собой разумеется, что для большей точности слуховой порог надо определять с помощью аудиометра – прибора, издающего звуки точно дозированной высоты и силы, и записывать так называемую аудиограмму. Порог на звуки разной высоты у человека различен, причем у каждого по-своему.

В нашем опыте можно было определить и относительный порог, или порог различения, под которым понимают то минимальное различие между раздражителями, которое позволяет отличить одно ощущение от другого.

Я поднес немного ближе часы к уху Лены и попросил девочку сказать, когда звук механизма станет громче, когда тише. Расстояние, на которое я передвинул часы, чтобы Лена заметила различие их звука, и определило порог различения в относительных линейных величинах.

Результаты этих опытов мы замерли сперва на глаз, а потом уточнили с помощью сантиметровой линейки. Замерив пороги несколько раз, можно получить более точные среднеарифметические величины.

Так спор был решен. Абсолютный слуховой порог оказался выше у Геры, а порог различения – у Лены.

Если в ваши руки попадет камертон, сделайте такой опыт: ударьте по нему, а затем поднесите к уху у слушайте звук, пока он не станет ниже порога и вы перестанете его слышать. Тогда плотно прижмите ножку камертона ко лбу: вы опять ясно услышите звук. Костная проводимость его лучше воздушной.

Все эти явления давно были подмечены народом и отражены в сказках: «Лег Иван-царевич на мать сыру землю, прильнул к ней ухом, слышит – скачет погоня».

Использование порогов зрительных ощущений имеет практическое значение. Ведь если предметы различной величины достаточно отчетливо видны только на определенном расстоянии, то и наоборот – по видимости этих предметов можно определять расстояние до них. Туристы и охотники знают это и пользуются таблицами, подобными изображенной на рисунке. Однако надо помнить, что точность определения зависит и от прозрачности воздуха, и от остроты зрения, и от опыта смотрящего.

«Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла», - говорил Энгельс.

Пороги определяют только качество ощущения (как отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы). Качество же восприятия (как отражения этих предметов и явлений в совокупности их различных свойств) зависит от опыта, от умения видеть именно то, что в данном случае надо увидеть.

У старых штурманов есть поговорка: «Надо не просто смотреть, но и видеть». Сказанное относится не только в зрительным ощущениям и восприятиям, но и к слуховым и любым другим.

Понюхайте соль. Если она чистая, вы ничего не ощутите. Запаха хины мы также не ощущаем. А собака различает запах соли и хинина дает при разведении их в воде в отношении 1 : 10 000, то есть один грамм на ведро воды. Но наше восприятие различий поваренной соли и хинина значительно богаче, разнообразнее, чем у собаки.

 

Когда я все это рассказал в компании, в которой мы проверяли остроту слуха, то все пришли к выводу, что Гера слышит значительно лучше Лены, но Ленино ухо замечает в музыке значительно больше. Лена любит и умеет слушать музыку, а для Геры музыка – только шум, хотя слух у него и острее.

 

Глава из книги "Занимательная психология" за 1964 г. Издательство "Молодая гвардия".


Write a comment

Comments: 0