Такие аккорды нетрудно воспроизводить, даже если вы только осваиваете нотную грамоту. С помощью данной статьи вы сможете повторить некоторые из них, и создавать собственные сочетания из простых аккордов, которые идеально подойдут для начинающих музыкантов.
Хотя они совсем несложные, тренировочные аккорды – это настоящая, приятная для слуха музыка. Освоив основные ритмы, можно сыграть аккомпанемент ко многим популярным песням. Либо создавать простые аккорды в вашей музыкальной программе. Озвучить народные напевы, подыграть исполнителям из любимых фильмов. Часто мелодия складывается из элементарных звуков, не требующих высокого уровня подготовки музыканта.
Существует множество типов и видов аккордов. Среди них есть такие, которые легко понять и исполнять начинающим музыкантам. Например, известные всем аккорды из трех нот - трезвучия - большинству начинающим понятны, и удобны для создания их первых творческих экспериментов.
Существуют 4 типа трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное и увеличенное. Для создания первых приятных для слушания сочетаний можно использовать первые два типа.
Мажорное трезвучие состоит из двух интервалов 4+3 полутона. Полутон - это самое маленькое расстояние между нотами. Таким образом, можно высчитать мажорное трезвучие от любой ноты, зная его формулу.
Минорное трезвучие состоит из 3+4 полутона.
По-умолчанию, они нравятся многим слушателям. Среди подавляющего большинства популярных и топовых композиций, комбинации именно из мажорных и минорных трезвучий встречаются чаще всего.
мажорное трезвучие
(4+3 полутона)
минорное трезвучие
(3+4 полутона)
уменьшенное трезвучие
(3+3 полутона)
увеличенное трезвучие
(4+4 полутона)
Также существуют увеличенное (4+4 полутона) и уменьшенное (3+3 полутона). Их звучание немного непривычно для многих слушателей, и больше характеризуются как удивленные, пугающие, гнетущие, давящие и т.д. Их гораздо реже можно встретить в популярных композициях, чем первые два типа трезвучий. Но иногда их использование в композиции может придать довольно подходящее настроение.
Среди простых аккордов для начинающих могут быть несложные для восприятия септаккорды. Это аккорды, состоящие из 4 звуков. Они основанные на этих же мажорных и минорных трезвучиях. Для получения септаккордов, вам достаточно к трезвучию добавить сверху еще одну ноту, расположенную через одну.
Первые два типа септаккордов звучат достаточно мягко. Их легко можно сочетать друг с другом.
Каждый аккорд благодаря своему уникальному составу имеет свою характеристику звучания. Некоторые могут звучать дерзко, некоторые мягко, другие пугающе, угнетающе и т.д.
Если вы раньше хоть немного играли на гитаре, простые аккорды покажутся хорошо знакомыми. Они и записываются похожим образом, только к буквам и цифрам добавляется строка с нотами. Такой более профессиональный подход облегчает чтение, перед глазами, и дает больше полезной информации для музыканта.
В будущем вам обязательно пригодится умение быстро воспринимать зрительные образы, а также буквенно-цифровое изображение аккорда. А пока главное внимание стоит уделить правильному, четкому воспроизведению звуков. Когда ваши навыки дойдут до степени автоматизма, сможете перейти к проигрыванию сложных произведений.
Ноты по алфавиту идут в следующем порядке:
• A – ля;
• B – си;
• C – до;
• D – ре;
• E – ми;
• F – фа;
• G – соль.
Это нужно запомнить, потому что потом постоянно придется читать подобную запись.
Как обозначаются простые аккорды?
Простейшая запись с помощью цифр и букв составляется так:
• мажорное трезвучие обозначается большой литерой латинского алфавита;
• минорное трезвучие записывается большой буквой с добавлением маленькой «m»;
• в септаккордах добавляется цифра 7;
• диезы, бемоли, их дубли и бекары пишутся так же, как в стандартной нотной записи.
Также надо разобраться, какие звуки издает фортепиано при нажатии белых и черных (полутоновых) клавиш. Полутоны встречаются не между всеми нотами, поэтому черненькие располагаются таким интересным образом, чередующимися группами по две и три.
Полезные советы для начинающих
Осваивая игру на клавишном инструменте, очень важно тренировать пальцы. Исполнение аккордов для начинающих – это прекрасная разминка для рук, которые у пианиста должны быть ловкими, вплоть до виртуозности.
Если по каким-то причинам звучание инструмента в полную силу вызывает затруднения, многие новички учатся на цифровых клавиатурах или синтезаторах. Конечно, и в наушниках можно прослушивать собственную игру, или нажимать клавиши совсем без звука. Но в настоящем фортепиано важны тактильные ощущения, передаваемые на пальцы с вибрирующих струн. Удары молоточков «отдаются» в нервных окончаниях, и пианист приучается нажимать клавиши с правильной силой. Лучше все же найти возможность играть с полноценным звуком, чтобы выработать у себя привычку. Позже при необходимости можно будет осваивать новые созвучия и на синтезаторе.
Скачанные из Интернета музыкальные файлы с озвучкой не всегда идеально передают колебания фортепианных струн. Желательно ориентироваться в основном на реальное звучание инструмента, используя виртуальные «подсказки» только при первом знакомстве с тональностями. При наличии музыкального слуха вы быстро начнете различать, правильно ли взяты ноты при проигрывании образцов. В общем, не следует добиваться абсолютного соответствия с онлайн-примерами, главное значение имеет ваш собственный инструмент.
Надеюсь, легкие аккорды не вызовут у вас затруднений с технической стороны. Если возникают вопросы, задавайте, отвечу с подробными пояснениями.
Для того, чтобы построить аккордовое сочетание, необходимо знать, от каких нот эти аккорды друг с другом будут хорошо звучать. В этом случае, можно запомнить следующие схемы. Для любых мажорных тональностей мажорные аккорды строятся на 1, 4 и 5 ступенях. А для любой минорной тональности минорные аккорды строятся на 1, 4 и 5 ступенях.
Если вы не знакомы с понятием ступени, рекомендую почитать статью "ступени тональности".
Когда вы знаете от каких нот строить аккорды и какого типа (его состав), вы свободно сможете комбинировать себе аккорды выбранного настроения.
А вот пример, как можно простыми аккордами создавать разные по характеру сочетания в гармонии.