Лады народной музыки. Как их использовать.

Скачайте шпаргалку. 

Нажмите на картинку, и закачка начнется. 

 

Еще больше шпаргалок вы сможете скачать по ссылке

 

Лады мажорного наклонения

Лидийский лад

Лидийский лад - это мажорное наклонение. Из всех представленных ладов, он по звучанию считается самым светлым. В этом ладу нужно повышать 4 ступень. Это значит, выбирая любую мажорную тональность, для игры в лидийском ладу, кроме обычных знаков, вы еще будете ставить знак (диез) на 4 ступень. Вот тогда играя партии с высокой 4 ступенью, вы получите эффект от лидийского лада.

Как правило, большинство мелодий, написанных в лидийском ладу, имеют несколько сказочный оттенок звучания. Зная такую особенность звучания лада, можно выбирать его для определенных тематических композиций. 

Ионийский лад

Ионийский лад по своему составу похож на натуральный мажор.

В ионийском ладу ничего не меняется по сравнению с обычным мажором. 

Мажорные произведения часто звучат позитивно настроенными, как правило, имеют более легкие по восприятию гармонии. 

Важно понимать, что при использовании того или иного лада, нет необходимости на протяжении всего произведения играть только в нем. Нередки композиции, где удачно происходит переход из одного лада в другой. Самый частый переход из лада в лад - это переход из мажора в минор и обратно. 

Миксолидийский лад

В миксолидийском ладу понижается 7 ступень. За счет такого изменения, произведения, любые мажорные тональности получат более дерзкое звучание.

Самое распространенное использование такого лада вы могли слышать в музыке стиля кантри. Это типично американское звучание, которое до сих пор используется к саундтрекам некоторых фильмов, сериалов. Например, знаменитый американский сериал "Друзья" в музыкальной заставке имеет миксолидийский лад. 

В этом ладу автоматически можно получить сразу два малых мажорных септаккорда. Такие септаккорды свойствены для звучания джазовых и блюзовых композиций. Потому в этих жанрах нередко встречается использование миксолидийского лада. 

Лады минорного наклонения.

Дорийский лад

Дорийский лад - это уже минорный лад, но за счет высокой 6 ступени он оставляет легкое осветление в своем звучании. Для игры в дорийском ладу, вам необходимо взять любую минорную тональность и повысить в ней 6 ступень на полтона. Играйте все партии, используя это правило. Тогда ваши произведения получат более светлое, по сравнению с обычным минором, звучание. Такое звучание лада вы могли слышать в главной музыкальной теме фильма "Аватар". Каждый раз когда там показывалась сказочность всего мира местного населения нави, звучала музыка в дорийском ладу. За счет такой хитрости и передается не обывательско-бытовое звучание.  

Эолийский лад

Состав эолийского лада напоминает натуральный минор. Т.е. в нем не происходит никакого повышения или понижения нот относительно обычного минора. Произведения в обычном миноре (или в эолийском ладу) имеют самое большое распространение. Особенно в наших странах любят слушать  больше композиции в минорном звучании. Скорее всего,  это связано с тем, что в минорном звучании легче передать более серьезные содержания произведений. А у нас любят  серьезность. К тому же, исторически в странах России и СНГ было много тяжелых периодов, которые заставляли музыкантов слагать произведения с минорным содержанием. Потому русский слушатель привык к такому сочетанию звуков. 

Фригийский лад

У фригийского лада низкая вторая ступень. Это понижение делает звучание произведений в этом ладу очень темными и мрачными. Фригийский лад полюбился поклонниками металлики, видимо, из-за весьма точной передачи подходящего настроения этого жанра. Часто фригийское звучание лада используют в тех частях произведений, где есть необходимость передать беспокойство, страх, напряжение. Фригийский лад с пониженной второй ступенью прекрасно с этим справляется. 

Локрийский лад

В локрийском ладу необходимо понижать 2 и 5 ступени. За счет такого изменения состава тонов и полутонов в ладу, можно получить очень необычные (несколько непривычное) звучание. Но при грамотном использовании данного лада, вы получите звучание таинственности, мрачности, некоторого страха, и отрешенности. 

Важно отметить, что ладов гораздо больше, чем представлено в статье. Но именно эти лады пользуются большой популярностью. И дают весьма точные передачи нужных оттенков звучания, которые легко вызывают у слушателя подходящие образы и ассоциации. 

 


Write a comment

Comments: 33
  • #1

    Евгений (Wednesday, 29 November 2017 19:06)

    Спасибо за труды, очень информативно!

  • #2

    Роман (Monday, 18 December 2017 10:28)

    Большое спасибо, хорошая шпаргалка!

  • #3

    Корюн (Saturday, 13 January 2018 15:12)

    Спасибо большо за проделанную работу!) Вы несете большую пользу в мир!)

  • #4

    Ильдар (Wednesday, 17 January 2018 12:16)

    Очень полезно, продолжайте, выкладывайте. Полезная и понятная подача.

  • #5

    Ыгр (Saturday, 17 February 2018 11:24)

    Крута!

  • #6

    Иван (Friday, 20 April 2018 18:41)

    Большое спасибо!

  • #7

    Спасибо (Friday, 18 May 2018 22:29)

    Мурк =*

  • #8

    хтонический крэм (Saturday, 19 May 2018 09:34)

    спасибас нармалды!

  • #9

    Саша (Friday, 15 June 2018 18:46)

    Круто)

  • #10

    Андрей (Thursday, 28 June 2018 18:30)

    Спасибо.

  • #11

    Сергей (Wednesday, 08 August 2018 15:50)

    Просто прелестно

  • #12

    Максим (Thursday, 23 August 2018 11:18)

    Спасибо большое.мне очень помогают ваши уроки

  • #13

    Человек который все пересмотрел (Tuesday, 04 September 2018 07:58)

    Это же не все лады...
    Но все равно помогли)

  • #14

    Алекс (Thursday, 24 January 2019 14:52)

    Молодец, интуитивно понятно объясняешь, + очень правильно визуализацию делаешь, ну и подача в целом хорошо сделана. Умница.

  • #15

    Анастасия (Thursday, 04 April 2019 09:26)

    Большое спасибо, очень помогли!!!

  • #16

    Дмитрий (Friday, 14 June 2019 18:11)

    Обожаю чередование минорной пентатоники и дорийкого ладов)))

  • #17

    Николай г. Днепр (Friday, 02 August 2019 11:28)

    У Вас талант учителя . После просмотра и шпаргалки уже не нужны. Так всё интересно и просто. Огромное спасибо.

  • #18

    Augusta (Thursday, 08 August 2019 07:55)

    Спасибо за ваш труд!
    Продолжайте в том же духе :)

  • #19

    Алекс (Saturday, 17 August 2019)

    Ионийский лад это просто мажорная гамма. А он не ионическим называется?

  • #20

    Антон (Monday, 02 September 2019 15:47)

    Статья ни о чем. Всем все понятно, да? Ну а как применять будете? И какая тоника лидийского С мажора, С?
    Информация о ладах народной музыки есть в любом учебнике по сольфеджио. Всем интересно знпть как использовать. А на этот счет у многих каша в голове, в том числе у автора статьи, раз боится суть вопроса раскрыть.

  • #21

    Oleg Kuizer (Sunday, 22 September 2019 11:56)

    ты молодец, спасибо за всё

  • #22

    Олег (Wednesday, 04 December 2019 00:10)

    Антон, каша у тебя в голове потому, что ты после написанного автором и прочитанного тобой способен задать такой вопрос: "И какая тоника лидийского С мажора, С?" Тебе же объяснили, что если хочешь из ионийского (не ионического, кстати), или условно из натурального мажора например, с тоникой С , сделать лидийский лад с тоникой С, нужно в натуральном мажоре повысить на полтона 4 ступень. Или ты не выучил ещё, что такое ступени в музыке? Так иди учи, двоечник, а не плачь, обидели тебя. 4 ступень от С будет Фа, повысь на полтона будет Фа диез. Вот и играй Фа диез вместо Фа и будет тебе счастье в виде лидийского мажора. Этот принцип верен для любой тоники. Возьмём тонику Ре ионийский (условно, натуральный мажор, хотя это не совсем одно и тоже, если гармонизировать натуральный мажор и ионийский лад, то в аккорде ионийского лада должна присутствовать большая септима (1,3б,5,7б), которая в аккорде натурального мажора отсутствует, так как это будет трезвучие (1,3б,5). Так вот, повышаем на полтона 4-ю ступень от Ре (это нота Соль) и получим Соль диез. Получаем в итоге лидийский лад с тоникой Ре. И так далее по тональностям. Автор тебе эту теорию не стал объяснять, так как речь шла о применении ладов , т.е. как они звучат и соответственно как их применять в связи с этим. А для этого ты уже теорию построения ладов должен знать. Иди учи уроки.

  • #23

    Александр (Thursday, 05 December 2019 11:43)

    А вот обычный До-мажор с двумя полутонами между "ми -фа" и "си-до" это какой лад?

  • #24

    Александр (Thursday, 05 December 2019 12:34)

    Понял. Мажорный лад - это ионийский лад. Не прочел объяснение к каждому ладу в примерах

  • #25

    Ирина (Monday, 09 December 2019 10:43)

    Скажите, пожалуйста, можно ли смешивать между собой лады? Или это не желательно?

  • #26

    Risha Manis (Monday, 09 December 2019 11:31)

    Ирина, добавила новое видео в текст, как раз про смешивание ладов.

  • #27

    Александр (Wednesday, 18 December 2019 19:01)

    класс!
    дважды посмотрел и записал

  • #28

    Родион (Friday, 24 April 2020 23:20)

    Спасибо за видео, это лучшее, что я нашел по ладам! Мне очень хотелось услышать как они используются в известной музыке.

  • #29

    Иван (Monday, 04 May 2020 16:26)

    Все лады это мажорная гамма или лад от одной из ступеней этого лада. Соответственно между ступенями меняется интервал, тон или полутон. Пример: лад С(до мажор) сыгранный от D(ре)будет нат. минором с повышенной 6ой ступенью, но по сути это до мажор. Вся проблема в том как мыслить на огромных джазовых скоростях в импровизации при постоянных модуляциях, отклонениях, и заменах. И тут два пути, либо обыгрывать каждый аккорд, все равно находясь в ладу, либо уметь мгновенно анализировать гармонию на уровне подсознания.

  • #30

    Алексей (Thursday, 02 July 2020 15:26)

    Здравствуйте, с мелодической последовательностью все понятно, а как реализовать краску того или иного лада в гармонической последовательности? Просто к любому трезвучию в тональности добавить доп. ступень?

  • #31

    Елена (Friday, 25 September 2020 02:07)

    Исправьте, пожалуйста, композитора. Оперу "Руслан и Людмила" написал Глинка, а не Римский-Корсаков.

  • #32

    Георгий (Tuesday, 27 April 2021 09:56)

    Играл в школьном оркестре, пятнадцать лет в ресторанах, на свадьбах в ДК двадцать лет клавишником. Пианистом себя назвать не могу квалификация не позволяет. Основная работа медицина, не давала возможность изучать теорию музыки. Сейчас появилось время и с жадностью изучаю ноты гаммы , теорию музыки. Заполняю пробел. Впечатление такое ,что раньше смотрел черно белый телевизор ,а только теперь появляются цветное изображение. Кичиться своей гениальностью в музыке это как минимум дурной тон или плохое воспитание. Изучать теорию музыки надо . Отличие маляра от художника также заметно, как и каменщика от архитектора, дизайнера от портного. Ваши шпаргалки очень доходчиво объясняют различие между ладами в музыке. Хорошо о описаны психические ощущения, которые вызывают разные лады. Продолжайте в том же духе, развивайтесь.

  • #33

    Семён (Sunday, 16 May 2021 15:37)

    Благодарность Вам!